Наукоучение

Наукоучение
        «НАУКОУЧЕНИЕ» («учение о науке», «наукословие») (Wissenschaftslehre) — философское учение И. Г. Фихте, новые редакции которого он неоднократно предлагал в период с 1794 по 1813 («О понятии наукоучения, или о так называемой философии», 1794; «Основы общего наукоучения», 1794; «Первое введение в наукоучение», 1797; «Второе введение в наукоучение», 1797; «Опыт нового изложения наукоучения», 1797; «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии», 1801; «Наукоучение», 1801; «Наукоучение», 1804; «Сообщение о понятии наукоучения», 1806; «Факты сознания», 1810; «Наукоучение в его общихчертах», 1810; и др.; некоторые манускрипты опубликованы лишь после смерти Фихте). Определяя «Н.» как «просто науку» или «науку о науке вообще» Фихте И.Г. Сочинения: В 2 т. Т. 1. СПб., 1993. С. 22), Фихте высказывал претензию на замену этим термином понятия философии.
        Характеризуя «Н.» как науку не о фактах, а о знании, Фихте выдвинул задачу преобразования кантовской трансцендентальной философии в единую философскую систему, построенную из одного принципа — из Я. Он писал: «Все наукоучение, как трансцендентальная наука, не может выйти из сферы Я, да и не должно выходить за ее пределы» (Там же. С. 244). Подобная система, отстаивающая самостоятельность мышления и свободу разума, называлась Фихте истинным идеализмом и критицизмом в противоположность догматизму. Это привело к принципиальному расхождению с И. Кантом в двух вопросах: в признании возможности для человека интеллектуального созерцания и в отказе от кантовской вещи-в-себе как независимого от сознания источника познания и знания.
        «Н.» Фихте подразделялось на теоретическую и практическую части; кроме того, можно выделить его ранний и поздний период. Основной вопрос раннего этапа «Н.» направлен на выяснение основания системы представлений, сопровождающихся чувством необходимости (опыта). Философия Фихте отвечает на вопрос о возможности опыта как сознания предметов; неприятие вещей-в-себе приводит к тому, что в качестве опоры при этом может выступать лишь спонтанная духовная деятельность. Основанием опыта является для Фихте Я, его единство, что выражается им в трех основоположениях — в первых достоверных безусловных положениях, лежащих в основе всякого знания: «Я первоначально полагает безусловно свое собственное бытие» (Там же. С. 81); «Я безусловно противополагается некоторое не-Я» (Там же. С. 88); «Я противополагает в Я делимому Я — делимое не-Я» (Там же. С. 95). В каждом новом основоположении «Н.» возникало новое противоречие, которое разрешалось в очередном положении. Такой антитетический способ построения развивал кантовскую идею триадичности категорий и предвосхищал будущую гегелевскую триаду «тезис-антитезис-синтез».
        В поздний период «Н.» Фихте все чаще усматривал исток всех вещей и всего знания не столько в Я, сколько в Боге, в Абсолютном, познать которое можно не в понятиях, а в непосредственном созерцании. В нем Абсолютное выступает как свет без светящегося, как единство без всяких противоречий. Человеческое Я оказывалось, тем самым, отблеском Абсолютного. Фихте исследовал абсолютное знание, которое рассматривалось им в качестве явления Абсолюта. В этот же период он разрабатывал вопрос об отношении единства к многообразному, о том, как единый и абсолютный Бог может выражаться во множестве конечного сущего, как можно вывести из самого света явление этого света и т.д.
        Рассмотрение Я как определенного предметами есть задача теоретического «Н.»; Я как то, что определяет предметы — задача «Н.» практического. Как и Кант, Фихте подчиняет теорию практическому; обе сферы связывает понятие свободы. Я свободно от природы и определяет себя само. Интеллигенция должна определять свою свободу, исходя из понятия самостоятельности; стремление к самодеятельности есть стремление к свободе. Для осуществления человеком себя как свободной персоны необходимо сопротивление. Морально мы действуем, если наше действие направлено на преодоление факторов, ограничивающих нашу свободу. Однако человек должен признавать стремление к свободе и у др. моральных существ. Морально добрый человек стремится подчинить природу разуму. В «Основных чертах современной эпохи» (1806) Фихте разделял априорную и апостериорную историю; он уже начал рассматривать разум с исторической точки зрения, предвосхищая в некоторых чертах будущие учения Ф. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля: «Наукоучение должно быть своего рода прагматической историей человеческого духа» (Там же. С. 216). В «Замкнутом торговом государстве» (1800) Фихте утверждал принципиальную необходимость пяти ступеней развития государства, истолковываемых им, однако, как эпохи развития разума: господство инстинкта, господство внешнего принудительного авторитета, эпоха освобождения от авторитета и инстинкта, эпоха разумной науки (т.е. фихтеанское «Н.») и эпоха разумного искусства. Тезис об искусстве как о вершине познания возник у Фихте в эпоху романтизма и перекликался со взглядами его ученика и младшего современника Шеллинга. Однако уже в «Наставлениях к блаженной жизни» (1806), в которых Фихте выделил пять отношений человеческого сознания к миру, верхнюю ступень — после чувственного, рассудочного, нравственного и религиозного отношения — занимало научное знание.
        А.Н. Круглое

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Наукоучение" в других словарях:

  • НАУКОУЧЕНИЕ — (нем. Wissenschatslehre) 1. Термин, используемый Фихте для обозначения собственной системы философских взглядов, отождествляемой им с ‘учением о науке’, ‘знанием знания’, ‘наукой о сознании’ и т.п.; указывающий на проблемную преемственность его… …   История Философии: Энциклопедия

  • “НАУКОУЧЕНИЕ” —     “НАУКОУЧЕНИЕ” (“Wissenschaftslehre”) общее обозначение комплекса сочинений Фихте, в которых он на протяжении всей жизни перерабатывал и развивал свое “учение о науке”, отождествлявшееся им с философией вообще как “знанием знания”, “наукой о… …   Философская энциклопедия

  • НАУКОУЧЕНИЕ — у Фихте этот термин употребляется в смысле метафизики знания, у Больцано в смысле онтологической логики. С сер. 19 в. понятие употребляется для обозначения учения о методах, основах, предпосылках и целях конкретных наук. См. также Частные науки.… …   Философская энциклопедия

  • «НАУКОУЧЕНИЕ» —         («Wissensehaftslehre»), общее обозначение комплекса соч. Фихте, в которых он на протяжении всей жизни перерабатывал и развивал своё «учение о науке», отождествлявшееся им с философией вообще как «знанием знания», «наукой о сознании» (в… …   Философская энциклопедия

  • НАУКОУЧЕНИЕ — (нем. Wissenschatslehre) 1. Термин, используемый Фихте для обозначения собственной системы философских взглядов, отождествляемой им с учением о науке , знанием знания , наукой о сознании и т.п.; указывающий на проблемную преемственность его… …   История Философии: Энциклопедия

  • «НАУКОУЧЕНИЕ» — произведение Фихте, развивающее его теорию оснований нашего знания (первое изложение в 1794 г., новые варианты в 1801, 1804, 1812 гг.). Вариант 1794 г., наиболее известный, представляет собой философию «абсолютного Я »: поскольку понимание это… …   Философский словарь

  • "НАУКОУЧЕНИЕ" — (1794) – одно из осн. соч. Фихте. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 …   Философская энциклопедия

  • ФИХТЕ — (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 1814) нем. философ, один из крупнейших представителей нем. идеализма (нем. классической философии). Проф. ун та Йены (с 1794), ректор Берлинского ун та (с 1811). Основы своей философии Ф. развивал в т.н. наукоуче нии …   Философская энциклопедия

  • ФИХТЕ — (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 1814) один из виднейших представителей немецкой трансцендентально критической философии; родился в семье ткача, учился в Йене, затем в Лейпциге на факультете теологии. В 1792 под влиянием идей Канта пишет ‘Опыт… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФИХТЕ — (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 1814) один из виднейших представителей немецкой классической философии; родился в семье ткача, учился в Йене, затем в Лейпциге на факультете теологии. В 1792 под влиянием идей Канта пишет «Опыт критики всяческого… …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»